Айвазовский и «Кавказский Суворов»

Памятники Котляревскому и Айвазовскому
Обновлено:

Памятник Петру Котляревскому был установлен Российским военно-историческим обществом на набережной Феодосии, недалеко от памятника Айвазовскому и его картинной галереи. На торжественном открытии памятника 28.11.2020 г. присутствовали помощник президента России В. Мединский и заместитель министра обороны России А. Картаполов.

При открытии памятника генералу Котляревскому своими орудиями салютовал фрегат «Адмирал Макаров», кроме него на рейде выстроились парусник «Херсонес», малые ракетные корабли «Самум» и «Орехово-Зуево», патрульный корабль «Дмитрий Рогачев».

Совет Российского военно-исторического общества, руководимый известным кинорежиссером Андреем Кончаловским, выбрал, среди многих предложений проект скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина, поразивший своей необычностью.

Памятник Петру Котляревскому

У скульптуры, изображающей всадника на коне – всего две точки опоры, а в ногах, символизирующий побежденную Персию ковер, искусно выложенный блистающей мозаикой.

Смотрите видео, где показаны памятники друзей – Ивана Айвазовского и Петра Котляревского, они находятся недалеко друг от друга:

https://rutube.ru/video/6ae6324106d569e7ddeaea8428b4d888/

Далее читайте статью Натальи Ищенко о дружбе Ивана Айвазовского и Петра Котляревского, опубликованную в Общеписательской литературной газете (г. Москва) в 2017 г. и в альманахе Литературная Феодосия в мае 2020 года.

Айвазовский и «Кавказский Суворов»

Эта встреча в «Музее Древностей» была одним из последних мероприятий, завершающих культурную программу Года И.К. Айвазовского в Крыму. Встречу вёл руководитель Клуба любителей истории Феодосии Константин Алексеевич Виноградов – большой энтузиаст возрождения исторического прошлого нашего древнего города, посвятивший в своей книге «Феодоситы» одну из глав мужественному человеку и воину Петру Степановичу Котляревскому.

Это о нём писал А. С. Пушкин в эпилоге «Кавказского пленника»:

«Тебя я воспою, герой,
О Котляревский, бич Кавказа!..»

Имя героя кавказских войн, Петра Котляревского, наделённого от природы воинским талантом командира, даром предвидения, безграничной смелостью и смекалкой, одержавшего ряд замечательных побед в боевых сражениях с Персией за Восточное Закавказье и с Турцией – за Западную Грузию и Черноморское побережье Кавказа, потускнело и забылось среди ярких имён героев Отечественной войны 1812 года – Кутузова, Багратиона, Раевского, Барклай-де-Толли, Дениса Давыдова.

Но память о подлинных героях не исчезает в исторических анналах, она остаётся на полях боевых сражений, в документах и в местах последних упокоений защитников Родины. Так и имя Петра Котляревского, утерянное в бурном двадцатом веке, вернулось в наше время, – время поиска забытых героев – военных и духовных лидеров России.

Ивана Айвазовского и Петра Котляревского познакомила и сблизила Феодосия. После выхода в отставку из-за тяжёлых ранений, полученных им в сражении под Ленкоранью, врачи посоветовали генералу подыскать для проживания место с мягким климатом.

По совету боевого друга, владевшего имением Насыпкой (Насыпное) под Феодосией, он покупает дом и имение бывшего градоначальника Феодосии С.М. Броневского, перестраивает его и в 1838 году переезжает на постоянное жительство из имения в Александрово (под Донецком) в Феодосию.

Своё новое имение Петр Котляревский называет «Добрым приютом». И оно действительно становится приютом для его боевых товарищей, его родственников. Здесь они находили и кров, и хлеб, и дружескую поддержку.

Феодосийцы с большим уважением относились к знаменитому генералу от инфантерии; приглашаемые лично Котляревским, они посещали обеды, которые тот давал у себя каждое воскресенье, участвовали в праздниках и балах, проводимых в имении.

Своей семьи, после смерти жены в родах, Пётр Степанович не создал. Но его дом был полон племянников и племянниц, детей его сестёр и боевых друзей. Здесь же, в «Добром приюте», пересеклись жизненные пути Пётра Котляревского и художника Ивана Айвазовского.

21 мая 1846 года Иван Айвазовский,  решивший обосноваться в родной Феодосии, подготовил  выставку своих работ, написанных художником  в Италии и во время его морского похода на парусных кораблях у берегов Турции, Малой Азии и островов Греческого архипелага  с экспедицией  адмирала Ф.П. Литке.

По случаю 10-летия творческой деятельности художника, в Феодосию съехались именитые гости из Крыма и России. Вот что пишет Константин Виноградов в своей книге «Феодоситы» об этом дне: «…Утром на внешний рейд Феодосийского залива в кильватерном строю вошел отряд из пяти кораблей Черноморского флота.

Головным шел 130-ти пушечный линейный корабль «Двенадцать Апостолов» под командованием капитана I ранга Владимира Алексеевича Корнилова. Корабли одновременно стали на якорь вдоль берега бухты. Айвазовский был тронут вниманием, проявленным командованием флота к его персоне.

Чествование художника началось у причала, к которому подошла шлюпка Корнилова. Первые поздравления Айвазовский принял от предводителя дворянства Тавриды – Александра Ивановича Казначеева, представителя штаба Черноморского флота Владимира Корнилова.

Среди гостей присутствовали Таврический губернатор Владимир Иванович Пестель, градоначальник Керчи З.С. Херхеулидзе, множество чиновников разных рангов и светских дам. После официальной части гости осмотрели выставку картин в арендованном художником доме.

Выставку посетил и П.С. Котляревский. Поскольку строительство виллы художника только начиналось, то Петр Степанович пригласил всех присутствующих продолжить празднование у него в имении.

Приглашение было принято и в 6 часов вечера в имении были устроены конные скачки, а затем джигитовка, в которой всадники на всем скаку выхватывали у соперников шёлковый платок. Состязания вызвали у зрителей яркие впечатления.

А когда в 9 вечера солнце спряталось за горизонт, в зале приемов «Доброго приюта» начался бал. С наступлением темноты корабли на Феодосийском рейде засветились множеством разноцветных фонарей. Их количество удваивалось отражением в водах залива.

Танцы были прерваны в 11 часов вечера праздничным фейерверком и ужином на 300 персон под крышей большой палатки в саду. После чего бал продолжался до рассвета. Праздник восторженно описали представители прессы разных городов Крыма. Выставка картин мариниста работала до 31 мая...»

Иван Айвазовский, поселившись в Феодосии, часто бывал у генерала в гостях, а Пётр Котляревский посещал дом художника. Наверно, он рассказывал художнику о своей жизни, о сражениях, в которых ему довелось участвовать и побеждать.

Айвазовский глубоко уважал прославленного генерала, не только как воина, но и как мужественного, справедливого человека.

После кончины Петра Степановича Котляревского в 1851 году, для сохранения памяти о нём, Иван Константинович решил на свои средства создать достойный памятник и приурочить его открытие к 100-летию освобождения Феодосии от турецкого владычества.

Став действительным статским советником и профессором живописи, он обратился к императору Александру II с эскизом здания и получил разрешение на его строительство.

Проект здания для размещения в нём часовни и музея по эскизам Ивана Константиновича выполнил его давний петербургский знакомый и одногодок – архитектор Высочайшего двора и крестник Александра I – Александр Иванович Резанов.

Фасадная часть с колоннадой и позолоченным крестом над фронтоном для часовни св. Апостола Петра должна была стать усыпальницей Котляревского и Шультена – его боевого друга. Остальные две трети строения отводились Музею древностей, экспонаты для которого хранились тогда в заброшенном здании турецкой мечети.

Местом строительства памятника была выбрана площадка на 55-ти метровой высоте около вершины холма Митридат. Отсюда открывался прекрасный вид на город, порт, залив и окружающие горы.

В конце июля 1871 года часовня в торжественной обстановке была освящена епископом Таврическим Гурием. Часовня была изолирована от музейного зала. Вход в неё располагался с западной стороны здания. Слева от входной двери на стене находились три небольших иконы и изображение ордена св. Георгия, обрамлённое чёрно-оранжевой георгиевской лентой.

На фасадной стене имелось окно в форме креста, рядом с которым стояли большая икона «Апостол Пётр» работы живописца генерал-майора Семёна Давидовича Абамелика-Лазарева и напольный подсвечник.

При необходимости часовня могла освещаться люстрой из нескольких свечей. Свет из крестообразного окна освещал южную стену и портрет П.С. Котляревского, написанный И.К. Айвазовским, специально для часовни.

Вскоре открылся и Музей древностей. Здание было видно почти со всех улиц Феодосии того времени, и оно стало одним из символов города. Но прах П.С. Котляревского так и не был перезахоронен в часовне. Родственники не захотели нарушить волю генерала, пожелавшего лежать рядом с боевым другом в «Добром приюте».

В настоящее время в одном из залов второго этажа галереи И. К. Айвазовского демонстрируется портрет Петра Степановича, написанный для помещения в часовне на Митридате. Перед взором зрителя предстает уже пожилой мужественный человек с узкими седоватыми бакенбардами и смещенной влево нижней челюстью.

Портрет Котляревского кисти Айвазовского

Он изображен в вполоборота, так, что правая сторона лица находится в тени. При таком положении головы отсутствие правого глаза и большой шрам над правым ухом и на верхней челюсти малозаметны.

И.К. Айвазовский изобразил Петра Котляревского в генеральском мундире с золотыми эполетами и всеми боевыми наградами. Внизу портрета изображение решающего эпизода штурма крепости Ленкорань, где 30-ти летний генерал-лейтенант получил три ранения.

  Судьба же замечательного памятника – Музея древностей на холме Митридат печальна. В 1944 году при освобождении Феодосии от немецко-фашистских захватчиков вражеские сапёры взорвали музей и часовню, а за их мощными полуметровыми стенами установили зенитные орудия.

Для подавления батареи наши штурмовики одновременно атаковали ее с разных направлений и высот. Прямые попадания бомб и реактивных снарядов в котлован уничтожили и зенитные установки, и их расчеты. Музей тоже был разрушен полностью.

Люди, ратующие за сохранение исторического наследия города Феодосии, неоднократно пытались восстановить разрушенный Музей древностей – в 1988 и 1993г. Но дальше разработки проекта комплексной реконструкции района на холме Митридат дело не пошло по разным причинам.

У архитекторов города есть и современные проекты по воссозданию музея и его архитектурного окружения. Они интересны: и как память о Петре Котляревском и об Иване Айвазовском, и как привлекательный туристический кластер.

Обнадёживает то, что сегодня есть решение городских властей об установлении памятника героическому феодосийцу, Семёну Котляревскому, достойно сохранив это имя в истории города для современников и наших потомков. Ждём с надеждой!

В далёком 1913 году профессор И. Ковалевский, выступая на заседании Общества ревнителей истории и подытоживая свою речь, сказал так: «Нам русским, нужно учиться подвигам не у далеких греков или римлян, а у самих себя. Пётр Котляревский принадлежит к русским национальным героям, которым – вечная слава и незабвенная память».

____________________________________

*В статье использованы материалы из книги «Феодоситы» Виноградова К.А.

Автор статьи – Наталья Ищенко, адаптация статьи к сайту, текст об открытии памятника Петру Котляревскому, а также фото и видео – Александр Кривых.

Уважаемый читатель! Если вам понравилась статья Айвазовский и «Кавказский Суворов», подпишитесь на новые статьи блога, кликнув по ссылке подписаться и скачать, и вы получите качественные фотографии памятников Айвазовского и Котляревского.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение