Богаевский художник – картины киммерийского пейзажа Крыма, итальянского пейзажа

Обновлено:

Богаевский художник – это картины киммерийского пейзажа Крыма и Феодосии, итальянского и индустриального пейзажа. 24 января 2024 г. в Феодосии состоялась торжественная церемония открытия бюста Константина Фёдоровича Богаевского. Бюст был установлен за счёт личных средств Почётного гражданина города Феодосии Аиды Алексеевны Касаткиной. Об этом прекрасном художнике читайте далее эти строки.

                                                                                                                Он писал землю

Феодосия – рождение художника киммерийского пейзажа Крыма

Даже в наше сложное время, в Крыму, находящемся, по указанию Сергея Аксёнова, на «жёлтом» уровне военной опасности, случаются удивительные вещи, которые должны были произойти гораздо раньше, в мирные, благоприятные времена, ведь Феодосия знает не только знаменитое имя художника-мариниста Ивана Айвазовского.

Не менее известно было в 20-м веке имя выдающегося русского художника Константина Фёдоровича Богаевского (1872-1943).

Фото 2

Будущий всемирно известный художник родился в древней Феодосии, здесь сделал свои первые шаги в постижении сложного искусства живописи у известного художника А.И. Фесслера, в Феодосийской классической гимназии.

Его он всегда называл своим первым учителем. Именно Фесслер лично представил мальчика великому феодосийцу – И.К. Айвазовскому, в мастерской которого он делал копии его картин и рисунков, беря одновременно частные уроки живописи у своего гимназического учителя.

Академия художеств, ученик живописца Куинджи

После окончания гимназии К.Ф. Богаевский подал ходатайство о приёме в Академию художеств. Его зачислили в начальный класс. Проучившись три года в Академии, молодой художник вступил в мировоззренческий конфликт с администрацией. Богаевский был глубоко религиозен и считал себя не вправе работать с живой натурой в общей мастерской.

 Хотя он преуспел в занятиях в гипсовых классах, но посягать на божественный промысел – изображение человека – он отказался.  В 1984 году он начинает посещать занятия в пейзажной мастерской А.И. Куинджи. Профессор разрешил молодому художнику не рисовать натурщиков, а дал возможность копировать пейзажи А.П. Боголюбова, Ф.А. Васильева, читать книги по искусству, работать над эскизами.

Он говорил Богаевскому:  «Уж раз ты пишешь камни и скалы, то пиши их так, чтобы лучше тебя их никто не писал».

А.И. Куинджи вывозил учеников на этюды в своё имение в Крыму, возил группу студентов в Европу для знакомства с европейским искусством. Богаевский был особенно впечатлён мюнхенским модернизмом.

Древняя Феодосия и крымский пейзаж

В 1898 году, после окончания Академии, художник возвращается в родную Феодосию, где постоянно совершает поездки по любимым местам Старого Крыма и его окрестностей, колоритного Бахчисарая, привозя десятки работ для конкурсного отбора на Весеннюю выставку в Академии.

С 1903 года Константин Фёдорович также отправлял свои картины для конкурсного отбора на мюнхенский «Сецессион», где его работы пользовались неизменным успехом, а его имя приобрело европейскую известность.

Фото 3

В 1904 году он вступает в «Новое общество художников», созданное учениками Куинджи и Репина, где выставляет свои работы. Он участвует и в других выставках художников, завоёвывая признание своего творчества в России.

В 1903 году Константин Богаевский знакомится с Максимилианом Волошиным, и эта дружба творцов продлится долгие годы. Вот что писал Волошин о художнике:

Он видит землю, обнажённую, с мускулами, сведёнными судорогой. По её различным скитам чернеют язвы разрытых фундаментов. Валуны среди равнин, циклопические стены по краям плоскогорий, клубящееся тёмное небо, простёртые руки деревьев, дома с дверьми, разверстыми до крика, кометы, переполняющие небеса копьями лучей, косматые взрывы апокалиптических солнц…

Фото 4

Всё это демонстрирует художник на первом этапе своего творчества. Второй период его творчества характеризуется светлыми и звонкими тонами, привлекающими внимание широкой публики. И лишь после путешествия по Италии с женой, Жозефиной Густавовной Дуранте, Богаевский достигает зрелости и всей красоты колорита

Его краски уже не звенят, а поют, композиция говорит о равновесии и напряжённости.

Фото 5

Нажмите на фото мышкой, увидите серию фото сменяющихся через 2 сек.

Близок Волошину был и сам образ художника, человека немногословного, ловкого, мускулистого, ценящего во всём порядок и строго относящегося к своему творчеству. О своей дружбе с Богаевским Максимилиан Волошин писал:

Фото 6

Мы, столь различные душою,

Единый пламень берегли,

И братски связаны тоскою

Одних камней, одной земли.

Одни сверкали нам вдали

Созвездий пламенные диски;

И где бы не скитались мы,

Но сердцу безысходно близки

Феодосийские холмы.

В 1907 году Константин Богаевский отстраивает из большого хлебного амбара, находившегося на Карантине рядом с его домом, художественную мастерскую, принимая в работах деятельное участие.

Вот что он пишет своему другу К.В. Кандаурову: «Дорогой мой Константин Васильевич, если бы вы только знали, как чудесно у меня сейчас в мастерской поздними вечерами, какая тишина кругом, какой мир и благополучие во мне самом… Я работаю, работаю и работаю – я упиваюсь этой работой…

А в другом письме художнику Аркадию Рылову он пишет: «В то время, как я пишу тебе, моя жена разбирает сонаты Бетховена. Торжественная мелодия звучит в моей просторной и гулкой мастерской. В тёмном углу стоит начатый сегодня холст. Звуки музыки увлекают фантазию куда-то в далёкие, неведомые страны, и хочется сделать, написать нечто большое, грандиозное и торжественное, как бетховенская мелодия…».

Фото 7

Трудно найти художника, который бы так любил свой край, был так предан любимому городу Феодосии. В 1909 году он писал из Рима «… как ни великолепна Италия, а ей-Богу, лучше нашего Крыма, Феодосии, Кенегеза на земле нет уголка. Меня нет-нет да и сосёт под ложечкой – это тоска по Родине и Феодосии…».

Он принял в себя и полюбил этот мир древней Киммерии. Здесь он обрёл своё творческое лицо, а его мастерская в Феодосии становится Меккой для художников, поэтов, музыкантов, друзей и родных.

Творческий период в РСФСР, индустриальный пейзаж

Константин Фёдорович не оставил землю, ставшую его вдохновением, его судьбой в 1917 году, когда дворянство и интеллигенция бежали из Крыма в Турцию, в Европу. Не смотря на голод и разруху, он смог сохранить свою большую семью родственников: родителей, тётушек, племянников и племянниц, помочь в получении образования.

В 1918 году художник получил охранную грамоту от Феодосийского совета рабочих и крестьянских депутатов на свои картины и коллекции, которые были объявлены неприкосновенными.

Он упорно трудился, получая заказы и от новой власти. В начале 1920 года Богаевский получил заказ от Крымского комитета по охране памятников искусств и старины (Крым ОХРИС) на создание зарисовок исторических памятников Феодосии, Судака, Алупки, Ялты и Бахчисарая.

Эта его работа длилась долгие годы. В музеях Крыма, Москвы, Петербурга, в частных собраниях сохранилось около 300 рисунков и акварелей КрымОХРИСовского периода Богаевского. Многие исторические памятники, детально и точно изображённые Константином Фёдоровичем, ныне известны нам только по его акварелям и рисункам.

В 1921 году КрымОХРИС делает заказ К.Ф. Богаевскому по написанию ландшафтных панно с изображением древних городов Крыма для украшения археологического зала Центрального музея Тавриды.

Интересен ещё один факт из биографии художника: в 20-х годах прошлого столетия он состоял в штате, как художник, и не раз работал в археологических экспедициях Крымсовнаркома, КрымЦИКа, Научной ассоциации востоковедения Союза ССР. Сведения о его работе сохранились в отчётах данных организаций.

Наряду с масляной живописью К.Ф. Богаевский много работал акварелью, карандашом, тушью, углем, уделял много внимания графике, которая занимает большое место в его творчестве.

Особняком в творчестве художника стоят его автолитографии. Серия автолитографий, выпущенная отдельной папкой Государственным издательством, вышла в 1923 году. В издание вошло 20 литографических листов, представляющих фантазии- композиции на тему пейзажей Крыма. Альбом вышел тиражом 2000 экземпляров и мгновенно разошёлся, большей частью за границей.

Автор передал в своих работах монументальность и грандиозность, присущие крымскому пейзажу. В ряде литографий Богаевский обращается к истории всей планеты, изображает и древнюю «Атлантиду», жившую в богатом воображении художника. Рисунок художника был плавен и чёток, но одновременно страстен и патетичен.

В годы первых пятилеток Богаевский становится основателем нового стиля – индустриального пейзажа. Цикл картин художника на тему «Города будущего» был создан по заданию советского правительства. Более 30 полотен посвящены Днепрогэсу, мощь его стройки восхитила Богаевского.

Он увлёкся новыми образами преображающейся страны: бакинскими промышленными районами, другими большими стройками молодой державы в Днепропетровске, Донецке, Макеевке. За эти работы в 1933 году Богаевский был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Фото 8

Бомбардировка Феодосии, Богаевский трагически погиб

Великая Отечественная война 1941 года грянула совершенно неожиданно для художника, приведя его в состояние большой растерянности. Два дня он согласовывал с горисполкомом отправку своих картин, сам упаковал все ценные большие полотна и доставил в картинную галерею для эвакуации.

Много картин оставалось ещё в мастерской, дверь в которую заложили кирпичом и заштукатурили. Богаевский с женой уже сидели на чемоданах, но не успели эвакуироваться, пришло распоряжение: остаться при музее Айвазовского.

Феодосия обезлюдела в войну, выглядела мрачной, осиротевшей. Только по воскресеньям люди устремлялись на городской базар, что-то купить или продать.

17 февраля 1943 года, идя на базар за продуктами для семьи, Богаевский попал под бомбёжку и погиб, недожив всего полгода до освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков. Художника похоронили в склепе его воспитателей Е.С. и С.А. Шмитт.

Осиротевшая Жозефина Густавовна и её сестра Антуанетта попытались добраться до г. Генуи, где жил их брат, Лев Густавович, но были возвращены обратно в Феодосию в конце 1945 года. Ни денег, ни вещей у сестёр не было. Дом был занят воинской частью. Мастерская тоже пострадала при бомбёжке. Мебель, два рояля были увезены немцами, остальное растащено местными жителями. Картины художника, принадлежавшие им, были конфискованы и поделены между собраниями Симферопольского художественного музея и Феодосийской картинной галереей.

Выезд сестёр за пределы СССР посчитали предательством, изменой Родине. Так сёстры остались без крова и средств к существованию. Сёстры голодали, жили на скромные подношения друзей и родственников. Они перебрались из Феодосии в Старый Крым в поисках дешёвого жилья.

Наконец город выделил небольшую квартирку по улице Галерейной жене художника, Большую помощь в обустройстве Жозефине Богаевской оказала заместитель председателя исполкома Касаткина Аида Алексеевна.

Картины мужа находились во многих музеях страны, в частных коллекциях и были её собственностью, а она, живя голодно и трудно, думала о лишь о дарственной на передачу известных полотен мужа в Третьяковскую галерею. Ж.Г. Богаевская ушла из жизни в возрасте 90 лет в мае 1969 года, в Москве, куда её увезла родственница А. Маркевич.

Картины Богаевского в Феодосийской картинной галерее

Говоря о людях, окружавших известного художника, нужно упомянуть имя другого феодосийского художника, директора картинной галереи, Николая Степановича Барсамова. Хотя Барсамов был много моложе Богаевского, они подружились.

Барсамов сразу верно оценил творчество старшего друга, уже сложившегося художника, мастера исторического крымского пейзажа. Николай Степанович в 1923 году впервые посетил мастерскую Богаевского.

Он писал впоследствии: «Показывая свои работы, Богаевский пояснял их содержание… Он говорил тихо, глуховатым голосом, будто опасаясь нарушить атмосферу уединённого труда, царившую в мастерской».

Фото 9, дом Максимилиана Волошина в Коктебеле

Н. Барсамов, к пятидесятилетию художника подготовил и открыл выставку его работ. Эта временная экспозиция постепенно пополнялась новыми рисунками, картинами, эскизами и превратилась в большую постоянную экспозицию.

Теперь, кроме коллекции произведений И. Айвазовского, в галерее начали собираться и произведения К. Богаевского. Часть работ приобреталась, часть дарилась самим художником, значительная часть была завещана вдовой художника.

Фото 10

Н. Барсамов посвятил много статей творчеству К.Ф. Богаевского, а в 1961 году вышла его книга о художнике, которую он так и назвал «Богаевский». С течением времени в галерее были открыты несколько залов с работами знаменитого феодосийца.

Именно Николай Степанович сохранил для истории облик К.Ф. Богаевского, написав в 1940 году его портрет по заказу Симферопольского художественного музея. Авторское повторение этого портрета мы можем увидеть в одном из залов галереи.

«Сегодня трудно подсчитать, какое количество работ Богаевского отдано феодосийским сюжетам, – написал в своей статье почитатель творчества мастера, ветеран Великой Отечественной войны, краевед И.Ф. Баранов. – Большим и непростительным упущением является то, что К.Ф. Богаевский до сих пор не значится среди почётных граждан города Феодосии, во славу которой он трудился всю жизнь, оставив бесценное наследие городу и миру…»

Памятник художнику Константину Фёдоровичу Богаевскому

Видные общественные деятели Феодосии: А.А, Касаткина, Т.Е. Голуб, руководители музеев города, общественность города добились переименования улицы, где жил художник из Ф. Дзержинского в улицу К. Богаевского. Затем на месте, где находился дом художника, установили памятную доску.

А 24 января 2024 года, в торжественной обстановке, в Феодосии был установлен бюст нашему выдающемуся земляку.

По инициативе и финансовой поддержке Почётного гражданина города Феодосии Аиды Алексеевны Касаткиной, председателя Совета ветеранов Феодосии и видного общественного деятеля, памятник был установлен в сквере, рядом со знаменитой галереей И.К. Айвазовского.

Фото 11

Нажмите на фото мышкой, увидите серию фото

Выступая перед феодосийцами, Аида Алексеевна поблагодарила людей, которые помогли ей осуществить свою мечту: создателя бюста художника, скульптора Анатолия Утробина, архитектора Светлану Арефьеву, ювелира Виктора Кочубея, руководителя городского отделения Русской общины Крыма Татьяну Голуб, заместителя главы администрации Феодосии Юлию Некрасову, за помощь в установке памятника.

«Неординарным» назвал это событие руководитель Клуба любителей истории Феодосии, Константин Виноградов. «Мы ждали его более 50 лет, – подчеркнул историк, – и оно произошло благодаря труду и настойчивости Аиды Алексеевны Касаткиной и тех, кто с ней работал».

Старшее поколение феодосийцев показало молодёжи города, как нужно добиваться исполнения своей мечты, не жалуясь, не сетуя на неизбежные трудности. Замечательный русский художник К.Ф. Богаевский, певец Киммерии, снова вернулся в свой родной город, и это свершившийся факт!

Наталья Ищенко, член Союза писателей России,

Руководитель филиала КРО СП России, г. Феодосия.

Литература:

1.     Константин Богаевский. Страницы памяти

Составитель А.А. Касаткина, Феодосия, 2018 г.

Очерки, статьи, воспоминания.

     2.   Газета «Победа» от 27.01.2024

В. Ежов «Он смотрит туда, где встаёт солнце…»

Константин Фёдорович Богаевский – картины художника

Вы можете посмотреть некоторые картины художника, арткаталог, а также фотографии, снятые на открытии памятника Богаевскому – кликните по ссылке подписаться и скачать.

 И к вам автоматически на указанную вами почту сначала придет письмо с просьбой подтвердить подписку, а после вашего подтверждения придёт письмо с доступом к интернет-папке для просмотра и скачивания картин и фотографий

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение